Новости
 
10 июня 2019 года
Постановление Х съезда "Об отчете Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений IX съезда Федерации Независимых Профсоюзов России "

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

X съезда

Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России»

 (принято 21 мая 2019 года)

 

Об отчете  Генерального Совета ФНПР

о деятельности по выполнению решений IX съезда Федерации Независимых Профсоюзов России 

 

Рассмотрев отчет Генерального Совета ФНПР о деятельности по выполнению решений IX съезда Общероссийского союза «Федерация Независимых Профсоюзов России», стратегии и тактике дальнейших действий ФНПР, ее членских организаций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов, Х съезд ФНПР отмечает, что действия Федерации, её членских организаций в отчётный период были направлены на рост занятости и заработной платы; защиту трудовых прав и социально-экономических интересов работников; обеспечение безопасных условий труда; стимулирование инвестиций в человеческий капитал и повышение степени социальной защищенности граждан; повышение эффективности коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений.

При этом Федерация Независимых Профсоюзов России действовала в сложных условиях, определенных нестабильной макроэкономической ситуацией негативными внешними факторами и глобальным наступлением капитала на права трудящихся. Активная деятельность ФНПР ставила заслон принятию многих решений, способных повлечь ущемление трудовых прав и законных интересов трудящихся России.

Профсоюзы настойчиво добивались устойчивого социально-экономического развития страны; повышения жизненного уровня трудящихся и их семей, роста высокопроизводительной занятости и реальной заработной платы работников, доведения минимального размера оплаты труда до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения; повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, исполнения всех принятых государством на себя обязательств, указов Президента Российской Федерации 2012 г. и 2018 г., проведения социально ориентированных налоговой, бюджетной, тарифной и ценовой политики, развития системы доступных и бесплатных социальных услуг, создания необходимых инструментов для качественной и объективной оценки условий труда. ФНПР и её членские организации активно вели борьбу за сохранение рабочих мест и улучшение экономического положения членов профсоюзов всеми доступными средствами, организуя информационные кампании, пикеты, митинги, приостановки работы, забастовки и голодовки.

За отчётный период по инициативе или при участии профсоюзных организаций, входящих в ФНПР, в стране прошли около 1300 активных столкновений с работодателями, в большинстве которых работникам удалось отстоять свои требования. В отчетном периоде реализовано Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2014-2016 годы с его продлением на 2017 г. Заключено Генеральное соглашение на 2018-2020 годы, при подписании которого стороны договорились о его главных целях и задачах – достижение роста благосостояния населения на основе повышения эффективности российской экономики и стимулирования внутреннего спроса за счет роста реальной заработной платы, пенсий и других социальных пособий.

Конструктивное сотрудничество с законодательными органами власти, органами общественного контроля, политическими партиями помогает ФНПР на практике реализовывать важные стратегические задачи и влиять на принятие решений в сфере социально-трудовых и экономических отношений. Важным для профсоюзов стало принятие Федерального закона о повышении минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения. Повышена ответственность работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда, законодательно закреплено участие представителей работников в коллегиальном органе организации. Принята законодательная норма о возможности проведения федеральной инспекцией труда внеплановой проверки работодателей, о совершенствовании правового регулирования отношений, связанных с уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды. Уточнен порядок внесения изменений в трудовое законодательство.

С целью формирования новых механизмов защиты работников усовершенствован терминологический аппарат Трудового кодекса.

Действия профсоюзов в отчетный этот период также были направлены на корректировку законодательства с целью изменения политики в области охраны труда, специальной оценки условий труда и созданию безопасных рабочих мест. Профсоюзы добивались создания эффективной системы управления охраной труда, научно-обоснованных методов в оценке условий труда, разработки физиолого-гигиенических аспектов сохранения здоровья работников.

По-прежнему актуальной остаётся задача реализации права человека труда на социальную защиту, увеличение пенсий, доступное и качественное медицинское обслуживание. ФНПР добилась улучшения качества предоставления отчетной информации по финансовой деятельности внебюджетных фондов системы обязательного социального страхования, настояв на том, чтобы в представляемых отчетах проектов бюджетов социальных фондов была указана численность застрахованных лиц. В рамках действующего Соглашения об информационном взаимодействии Федерация Независимых Профсоюзов России и Пенсионный фонд Российской Федерации запустили механизм заблаговременного (от 6 до 12 месяцев) оформления пенсий работникам, который осуществляется путем предоставления сведений в территориальные отделения Пенсионного фонда РФ через кадровые службы предприятий и организаций.

Важным шагом явилась ратификация 102 Конвенции МОТ «О минимальных нормах социального обеспечения», что открывает перед профсоюзами новые возможности для улучшения социальной защищенности наемных работников. В отчетном периоде продолжалось осуществление мер по организационному и финансовому укреплению профсоюзов, реализации кадровой и молодежной политики, совершенствованию организационной структуры членских организаций ФНПР, их объединению и укрупнению в целях укрепления профсоюзной солидарности и единства, повышения массовости и эффективности коллективных действий профсоюзов.

Ежегодно создавалось более 2,7 тысяч первичных профсоюзных организаций. Завершилось объединение трех общероссийских профсоюзов и образование Российского профсоюза работников промышленности. В состав ФНПР вошли территориальные объединения организаций профсоюзов Ханты-Мансийского автономного округа – Югра и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Активизируется деятельность координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях по участию в решении вопросов, затрагивающих социально-экономические права и интересы трудящихся. В ФНПР, её членских организациях осуществлялась целенаправленная кадровая политика, базирующаяся на качественном формировании и подготовке кадрового резерва, повышении профессионального уровня действующих профсоюзных кадров, продвижению молодых профсоюзных лидеров.

Одним из приоритетных направлений деятельности ФНПР и её членских организаций в отчетный период стала молодежная политика.

Ежегодно всеми формами профсоюзного обучения охватывается свыше полутора миллиона профсоюзных кадров и актива, в том числе в школах профсоюзного актива проходят обучение более 500 тысяч человек.

Успешно действуют высшие учебные заведения профсоюзов: Академия труда и социальных отношений и Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов наряду с образовательной деятельностью ведущие научные и исследовательские работы в интересах профсоюзного движения.

Накануне отчетно-выборной кампании ФНПР 2019-2021 годов практически завершено формирование кадрового резерва на должности руководителей членских организаций ФНПР. Средний возраст кадрового резерва – 46-55 лет, а в 2014 году он составлял 50-56 лет.

Основными задачами профсоюзов в области информационной деятельности в отчетный период были: пропаганда профсоюзной идеологии, укрепление положительного имиджа профсоюзной деятельности в общественном сознании, усиление мотивации профсоюзного членства. Информационная работа стала неотъемлемым инструментом решения уставных задач, равным по значимости главным направлениям профсоюзной работы.

Позитивным фактором деятельности ФНПР стал значительный рост её авторитета в мировом профсоюзном движении. Свидетельством этого является избрание её представителей в руководящие органы: Международной конфедерации профсоюзов (МКП), Всеевропейского регионального совета (ВЕРС-МКП), Всеобщей конфедерации профсоюзов (ВКП) и Административного совета Международной организации труда (МОТ). Расширились и укрепились связи ФНПР с национальными профцентрами стран Новых независимых государств (ННГ), СНГ и Балтии.

Вместе с тем нерешенность базовых проблем российской экономики, на которые профсоюзы обращали внимание, а также действие ряда внешних факторов значительно осложнили достижение целей, определенных в Программе ФНПР «Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Общий мировой тренд в последние годы заключался в заметном росте экономического неравенства и социального расслоения.

В ходе проведенного ФНПР мониторинга правоприменительной практики в сфере оплаты труда было установлено, что в федеральном законодательстве отсутствуют должные механизмы реализации международного правового принципа «равного вознаграждения за труд равной ценности без какого бы то ни было различия» , подкрепленного «корреспондирующей обязанностью работодателя обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности» . Отсутствие единых унифицированных правил дифференциации оплаты труда является основой для дискриминации работников.

Несмотря на высказанную Конституционным Судом РФ правовую позицию относительно сущностного значения минимального размера оплаты труда (МРОТ), как нижней границы минимального вознаграждения, которое должно быть обеспечено неквалифицированному работнику, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда , продолжает существовать порочная правоприменительная практика, допускающая определение «не менее МРОТ» для совокупности всех выплат: вознаграждения за труд, компенсационных и стимулирующих выплат. При таком подходе невозможно обеспечить обоснованную дифференциацию оплаты труда в отношении работников, находящихся в объективно разном положении. Регулирующая роль МРОТ в сфере оплаты труда должна заключаться в установлении в системах оплаты труда размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, выше которого должен оплачиваться уже труд квалифицированных категорий работников. В отчетном периоде ФНПР и её членские организации, несмотря на активные протестные действия и переговоры, не смогли противостоять принятию Правительством РФ ряда решений, осложнивших ситуацию в социально-экономической сфере, таких как: снижение тарифов социальных страховых взносов, повышение пенсионного возраста, отказ от индексации пенсий работающим пенсионерам, передача администрирования социальных страховых взносов Федеральной налоговой службе. Не удалось в достаточной степени активизировать деятельность пенсионных (социальных) комиссий профсоюзных организаций и профсоюзного актива. Профсоюзы критикуют введенную федеральным законом специальную оценку условий труда, которая дает лишь общее представление об уровнях профессионального риска и не обеспечивает установления в полном объеме необходимых критериев для предоставления досрочных пенсий. Фрагментарная статистика профессиональных рисков затрудняет разработку и применение современных страховых механизмов компенсации утраты трудоспособности работников и не позволяет эффективно предупреждать и минимизировать наличие профессиональных рисков.

Сохраняется тенденция снижения численности членов профсоюзов. Требуют дальнейшего решения вопросы совершенствования и укрепления структуры общероссийских профсоюзов, в особенности их территориальных организаций, усиления взаимодействия общероссийских профсоюзов и территориальных профобъединений. Остаются нерешенными задачи эффективной реализации кадровой политики профсоюзов, соблюдения исполнительской дисциплины руководителями профсоюзных органов всех уровней за выполнение решений коллегиальных органов ФНПР.

Недостаточно эффективно работают информационные ресурсы ряда членских организаций ФНПР, а у некоторых общероссийских профсоюзов такие ресурсы отсутствуют до настоящего времени. Не выполнено решение IX съезда ФНПР по увеличению подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность».

Отдельные членские организации ФНПР не всегда добросовестно исполняют уставные обязанности по уплате членских взносов и предоставлению отчетности в ФНПР, не допускают членов Контрольно-ревизионных комиссий для проверки по обращениям коллегиальных органов.

Х съезд Федерации Независимых Профсоюзов России постановляет:

1. Признать работу Генерального Совета Федерации Независимых Профсоюзов России за отчетный период удовлетворительной.

2. При выполнении уставных задач Федерации Независимых Профсоюзов России, ее членских организаций, добиваться:

2.1. Построения справедливой экономики на основе принципов, изложенных в Программе Федерации Независимых Профсоюзов России «За справедливую экономику!».

2.2. Разработки и реализации мер государственной социально-экономической политики, направленных на модернизацию экономики, создание достойных рабочих мест, развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и уровня жизни населения, устранения причин бедности.

2.3. Максимального использования возможностей социального партнерства в сфере труда при принятии решений по основным вопросам социального и экономического развития, по вопросам регулирования трудовых отношений.

2.4. Принятия федерального закона «О внесение изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации», предусматривающего определения минимального размера месячного вознаграждения за труд в виде минимального размера тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже величины минимального размера оплаты труда, а для работника, на которого распространяется действие регионального соглашения о минимальной заработной плате, – не ниже размера минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

2.5. Установления Правительством РФ базового оклада, базовой ставки заработной платы по профессиям, должностям работников, отнесенным к профессионально квалификационной группе первого уровня в размере не ниже МРОТ, и выполнения условия о необходимой объективной дифференциации размеров базовых окладов по профессионально квалификационным группам иных категорий работников.

2.6. Установления на федеральном уровне правового механизма осуществления индексации заработной платы (закрепления максимально определенного понятия индексации, применяемого в целях регулирования оплаты труда; четко прописанной обязанности работодателей производить индексацию заработной платы, основных принципов индексации, связанных с ее периодичностью и критериями (основаниями исчисления).

2.7. Беспрепятственной реализации и государственной защиты гарантированного Конституцией РФ и международными правовыми актами права на объединение, а также права на ведение коллективных переговоров.

2.8 Внесения изменений в Трудовой кодекс РФ с целью установления приоритетного права профсоюзных организаций на ведение коллективных переговоров с работодателями.

2.9. Внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части распространения действия коллективных договоров и соглашений на работников, которые уполномочили на определенных условиях соответствующих представителей на коллективных переговорах разработать и заключать коллективный договор и соглашения от их имени, а также на работников, присоединившихся к коллективному договору, соглашениям после их заключения.

2.10. Внесения изменений в Трудовой кодекс РФ в части совершенствования механизмов разрешения коллективных трудовых споров, снижения избыточных бюрократических барьеров на пути проведения легальных забастовок.

2.11. Внесения изменений в федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» с целью наделения профсоюзов (профсоюзных организаций) правами на защиту интересов работников в органах по разрешению трудовых споров, на оспаривание в суде нормативных правовых актов (полностью или в части).

2.12. Укрепления роли профсоюзов в законотворческом процессе, в том числе путем активного участия представителей профсоюзов в избирательных кампаниях в законодательные (представительные) органы власти всех уровней; расширения участия в деятельности институтов гражданского общества; сотрудничества c политическими партиями, чьи действия способствуют решению социально-экономических проблем трудящихся.

2.13. Полной ратификации Конвенции МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» с учетом IV раздела «Пособия по безработице»; развития системы обязательного социального страхования на страховых принципах, её автономии, разграничения функций социального страхования и государственной социальной помощи; выведения в отдельный раздел Бюджетного Кодекса РФ вопросов регулирования средств обязательного социального страхования, развития системы трехстороннего управления; сохранения института досрочных пенсий для работников здравоохранения, образования, культуры, жителей Крайнего Севера и приравненных к ним местностей; восстановления индексации пенсий работающим пенсионерам; законодательного выделения накопительной составляющей из системы обязательного пенсионного страхования.

2.14. Восстановления права работников на получение звания «Ветеран труда» и, соответственно, назначения льгот, гарантируемых этим званием.

2.15. Обеспечения гендерного равенства в оплате труда как важной составляющей деятельности профсоюзов по достижению социально-экономического равенства и, как следствие, – снижения бедности.

2.16. Формирования нормативно-правовой базы для создания управления профессиональными рисками на рабочих местах с учетом оценки условий труда и здоровья работников, институтов страхования досрочной профессиональной утраты трудоспособности, новой системы учета и регистрации несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве с учетом рекомендаций МОТ.

2.17. Дальнейшего укрепления организационного единства профсоюзов, увеличения профсоюзного членства, осуществления мер по обоснованному объединению и укрупнению малочисленных общероссийских, межрегиональных профсоюзов, формированию рациональной профсоюзной структуры; укрепления профсоюзной солидарности и единства, повышения массовости и эффективности коллективных действий профсоюзов; активного участия молодежи в реализации проектов внедрения современных информационных технологий в деятельность профсоюзов, использования инновационных методов мотивации профсоюзного членства; максимального использования возможностей отчетно-выборной кампании 2019-2021 годов для решения задач организационного и кадрового укрепления, внесения изменений в уставы и иные правовые акты членских организаций ФНПР в целях приведения их в соответствие с законодательством Российской Федерации, Уставом ФНПР, «Основными положениями устава общероссийского, межрегионального профсоюза»; безусловного соблюдения исполнительской и финансовой дисциплины, персональной ответственности руководителей членских организаций ФНПР за выполнение решений органов ФНПР.

2.18. Развития взаимоотношений с внешними средствами массовой информации; укрепления информационных ресурсов членских организаций ФНПР; расширения присутствия профсоюзов в сети Интернет путём построения общего информационного пространства в социальных сетях и других коммуникационных сервисах; увеличения подписки на Центральную профсоюзную газету «Солидарность».

2.19. Реализации единой финансовой политики профсоюзов и активизации работы по выполнению решений съездов ФНПР, в части консолидации членских взносов в общероссийских межрегиональных профсоюзах и дальнейшего распределения их от имени профсоюза; повышения организованности и укрепления исполнительской дисциплины в вопросах финансового обеспечения уставной деятельности, основанной на общих решениях.

2.20. Соблюдения принципа международной профсоюзной солидарности, укрепления взаимодействия и двухстороннего сотрудничества с зарубежными национальными профцентрами; активного участия в работе сети МКП по правам человека и профсоюзов, Азиатско-Тихоокеанской сети МКП, сетей юристов, экономистов и информационных работников ВЕРС-МКП, женского и молодежного комитетов ВЕРС-МКП; взаимодействия ФНПР с рядом международных структур, организаций и объединений, таких как Профсоюзный консультативный комитет при Организации экономического сотрудничества и развития (ПКК-ОЭСР), Профсоюзная двадцатка (L20), Профсоюзный форум стран БРИКС, Профсоюзная сеть стран Балтийского моря (БАСТУН), Форум «Азия-Европа» (АСЕМ); ратификации Российской Федерацией конвенций МОТ, включенных в Генеральное соглашение на 2018-2020 годы.

3. Принять резолюции X съезда по ключевым проблемам социально-экономического развития страны и профсоюзного движения России (приложения №№ 1 – 13).

4. Поручить Генеральному Совету ФНПР во втором полугодии 2019 года разработать план практических действий по реализации решений X съезда ФНПР с учетом замечаний и предложений, высказанных делегатами Cъезда.

5. Довести материалы и решения Cъезда до сведения членов профсоюзов: разместить на официальном сайте ФНПР, опубликовать в Центральной профсоюзной газете «Солидарность» и средствах массовой информации членских организаций ФНПР.

 

 

 

© Федерация профсоюзов Орловской области 2010. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта, ссылка на источник обязательна.