Новости
 
26 августа 2019 года
Реформа контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации и роли профсоюзов в ее реализации

Программа «Реформа контрольной и надзорной деятельности РФ» утверждена 21 декабря 2016 года президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам. Срок реализации - 2025 год. Она объединяет 8 государственных проектов, в которых задействованы 12 контрольно-надзорных органов, включающих более 25 видов контроля, сопровождает деятельность 7 федеральных органов исполнительной власти: Минэкономразвития, Минюста, Минкомсвязи и Минтруда и др.

В рамках Реформы контрольной и надзорной деятельности планируется реализовать следующие проекты:

- Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности;

- Внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности;

- Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований;

- Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований;

- Внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов;

- Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности;

- Автоматизация контрольно-надзорной деятельности;

- Повышение качества реализации контрольно-надзорных полномочий на региональном и муниципальном уровнях.

Реформа контрольной и надзорной деятельности связана с такими программами Российской Федерации, как:

  • Государственная программа «Экономическое развитие и инновационная экономика» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316),
  • Государственная программа «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 328) и ряд др.

Основные целевые показатели программы:

  • Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (жизнь и здоровье человека) на 50%;
  • Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 30%;
  • Снижение административной нагрузки на организации и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, на 50%;
  • Повышение эффективности организации контрольно-надзорной деятельности. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций на 200%.

Государственный контроль (надзор) осуществляется федеральными инспекциями труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Проверки проводятся плановые документарные и выездные. При выездной проверке госинспектор выезжает к работодателю. При документарной – проверяет предоставленные организацией документы в инспекции.

Основание для плановых проверок – ежегодный план проверок. Так, на сайтах прокуратуры и Гит в регионе графики проверок на 2019г. вывешены с ноября 2018г. В текущем году в графике 179 организаций и ИП, из них 15 проверок организаций, где созданы первичные профсоюзные организации.

Внеплановые проверки ГИТ проводит по обращениям граждан (жалобы, заявления, предложения).

По общему правилу срок проведения как документарной, так и выездной плановой проверки – не более 20 рабочих дней.

Минюст России зарегистрировалПриказ Роструда от 10.11.2017 N 655 с изм. от 11.04.2018 №201), вводящий формы проверочных листов, которые используются государственными инспекциями труда при проведении плановых проверок.

Приказ содержит формы 133 проверочных листа (списков контрольных вопросов), которые будут использоваться при проведении различных проверок, в том числе проверок:

  • соблюдения порядка приема на работу;
  • содержания трудовых договоров;
  • соблюдения порядка прекращения трудовых договоров;
  • соблюдения правил установления и выплаты заработной платы;
  • соблюдения правил охраны труда при выполнении отдельных видов работ и на предприятиях, осуществляющих отдельные виды деятельности.

Проведение проверок регулируют положения Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ и Административного регламента, утвержденного приказом Минтруда России от 30 октября 2012 г. № 354н.

Периодичность плановых проверок зависит от того, к какой категории риска относят деятельность организации или индивидуального предпринимателя:

  • высокого риска – один раз в два года;
  • значительного риска – один раз в три года;
  • среднего риска – не чаще одного раза в пять лет;
  • умеренного риска – не чаще одного раза в шесть лет.

Категории риска работодателям имеют право присваивать:

  • главный государственный инспектор труда РФ либо его заместитель, если речь идет о категории высокого риска;
  • главный государственный инспектор труда в субъекте РФ либо его заместитель – при значительном, среднем и умеренном риске.

Если специальное решение об определенной категории риска отсутствует, значит, деятельность работодателя отнесли к категории низкого риска. (пункты 18 и 19 Постановления Правительства РФ от 1 сентября 2012 г. № 875).



 

 

 

© Федерация профсоюзов Орловской области 2010. Все права защищены и охраняются законом.
При полном или частичном использовании материалов, опубликованных на страницах сайта, ссылка на источник обязательна.